Возможный перечень тем кураторских часов
по гендерному и семейному воспитанию
Тема 1 Гендерная культура и ее характеристика
Тема 2 Гендер как культурно-социальная конструкция пола
Тема 3 Развитие человека в период юношества и молодости: гендерные различия
Тема 4 Молодежь как социальная группа. Гендерные отношения в молодежной среде
Тема 5 Молодежь и формы девиантного поведения
Тема 6 Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7 Мужские и женские стандарты: все «за» и «против»
Тема 8 Мотивы вступления в брак
Тема 9 Гражданский брак: все плюсы и минусы
Тема 10 Стили семейного воспитания
Тема 11 Гендернные стереотипы и семья
Тема 12 Семья в жизни человека
Тема 13 Полоролевые функции в народных белорусских обычаях и традициях
Тема 14 Психологические различия мужчин и женщин, их учет в семейной жизни
Тема 15 Как сказать НЕТ
Тема 16 Агрессия и насилие в семейных отношениях
Тема 17 Гендерные установки в СМИ
Тема 18 Насилие в семье: как борется с ним государство
Тема 19 Развод: крах или новая жизнь!?
Тема 20 Этнические стереотипы мужского и женского поведения
Информация к сведению
Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Гендер (от англ. gender– «род, пол») – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Смысл понятия заключается в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Термин введен в социально-психологическую литературу в середине 50-х годов 20 в.
Правительство Республики Беларусь постоянно заявляет о том, что в стране проводится активная гендерная политика: ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены изменения в законодательные акты, решаются задачи в рамках продвижения семейно-демографической политики и др. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании утвердил это направление как важный компонент воспитания. Деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования и воспитания.
Одной из задач внедрения гендерного подхода в образование является создание условий для роста самосознания и возможностей самореализации личности с индивидуальным набором маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик. Образование студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и в совместном поиске средств преодоления этих стереотипов.
Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендерное мировоззрение – это система взглядов личности на окружающий мир и на место человека в нем с точки зрения гендерной проблематики. Его составляют несколько категорий:
- на макросоциальном уровне: гендерные представления – взгляды личности на государственное и общественное устройство и на социальное положение мужчины и женщины;
- на межличностном уровене: гендерные установки – взгляды, определяющие восприятие личностью представителей своего и противоположного пола;
- на внутриличностном уровне: гендерная идентичность, как отождествление себя с определённым полом, усвоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своём поведении.
/ Соловьев Я.С.
Составляющее звено гендерного воспитания– гендерная культура, это один из базовых компонентов культуры личности. Она определена как культура предполагающая наличие у человека правильного представления:
− о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера, их статусе, функциях, взаимоотношениях в социуме, о мужском и женском достоинстве, о физиологических и психологических особенностях полов и т.д.;
− о правилах и культуре взаимоотношений между полами, заботе друг о друге;
− о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола.
/ Богданович О.Н.
Гендерные различия проявляются в следующих особенностях
мужчин:
- лучше ориентируются в пространстве и времени;
- выше конструктивные, пространственно-зрительные способности;
- лучше развита крупная моторика;
- выше логические и математические способности;
- склонность к лидерству, риску;
- выше агрессивность;
- выше гибкость мышления
женщин:
- выше слуховая чувствительность;
- больше словарный запас, выше беглость и скорость речи, навыки чтения, правописания;
- более выносливы к боли;
- лучше развита мелкая моторика;
- выше конформность, адаптивность, социальная пластичность, склонность опираться на авторитеты;
- более самолюбивы и обидчивы;
- более контактны.
Выделяют следующие гендерные типы:
1) Маскулинность трактуется обычно как предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность (напористость), способность к кратковременному, но значительному усилию.
2) Феминность рассматривается как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, связанным с опорой на коммуникацию, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к продолжительному поддержанию активности, не требующей чрезмерных усилий.
3) Андрогинность рассматривается как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.
Маскулинные мужчины: энергичны, менее чувствительны, честолюбивы, свободолюбивы.
Феминные мужчины: чувствительны, ценят человеческие отношения.
Андрогинные мужчины: сочетают в себе продуктивность и чувствительность.
Феминные женщины: отличаются заботливостью, нежностью, верностью.
Маскулинные женщины: обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами.
Андрогинные женщины: способны осуществлять мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность).
/ Еремеева В.Д.
Терминам «феминность» и «маскулинность» в славянской культурной традиции существуют синонимы «женственность» и «мужественность».
Рекомендуемая литература
Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2.
Аронс, К. Развод. Крах или новая жизнь / К. Аронс, пер. с англ. – М.: МИРТ, 1995.
Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособ. / Градусова Л.В. – Москва, Флинта, 2011.
Ефременко, И. Генетика пола // Здаровы лад жыцця. – 2009. – № 1.
Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010.
Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004.
Мартынова, Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1
Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учебн. пособ.для студентов вузов / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М.: РОССПЭН, 2004.
Храмцова, Ф.И. Гендерное измерение политической социализации молодежи в Республике Беларусь / Ф.И. Храмцова – Минск, Беспринт, 2009.
Автор-составитель: Прилуцкая С.В.