Поиск по сайту

Статистика

Количество просмотров материалов
5819556

Возможный перечень тем кураторских часов 

по гендерному  и  семейному воспитанию

 

Тема 1   Гендерная культура и ее характеристика

Тема 2   Гендер как культурно-социальная конструкция пола

Тема 3   Развитие человека в период юношества и молодости: гендерные различия

Тема 4   Молодежь как социальная группа. Гендерные отношения в молодежной среде

Тема 5   Молодежь и формы девиантного поведения

Тема 6   Семья как один из факторов гендерной социализации

Тема 7   Мужские и женские стандарты: все «за» и «против»

Тема 8   Мотивы вступления в брак

Тема 9   Гражданский брак: все плюсы и минусы

Тема 10  Стили семейного воспитания

Тема 11  Гендернные стереотипы и семья

Тема 12  Семья в жизни человека

Тема 13  Полоролевые функции в народных белорусских обычаях и традициях

Тема 14  Психологические различия мужчин и женщин, их учет в семейной жизни

Тема 15  Как сказать НЕТ

Тема 16  Агрессия и насилие в семейных отношениях

Тема 17   Гендерные установки в СМИ

Тема 18  Насилие в семье: как борется с ним государство

Тема 19  Развод: крах или новая жизнь!?

Тема 20  Этнические стереотипы мужского и женского поведения

 

Информация к сведению

 

Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Гендер (от англ. gender– «род, пол») – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Смысл понятия заключается в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Термин введен в социально-психологическую литературу в середине 50-х годов 20 в.

 

Правительство Республики Беларусь постоянно заявляет о том, что в стране проводится активная гендерная политика: ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены изменения в законодательные акты, решаются задачи в рамках продвижения семейно-демографической политики и др. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании утвердил это направление как важный компонент воспитания. Деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования и воспитания.

Одной из задач внедрения гендерного подхода в образование является создание условий для роста самосознания и возможностей самореализации личности с индивидуальным набором маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик. Образование студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и в совместном поиске средств преодоления этих стереотипов.

 

Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендерное мировоззрение – это система взглядов личности на окружающий мир и на место человека в нем с точки зрения гендерной проблематики. Его составляют несколько категорий:

-  на макросоциальном уровне: гендерные представления – взгляды личности на государственное и общественное устройство и на социальное положение мужчины и женщины;

-  на межличностном уровене: гендерные установки – взгляды, определяющие восприятие личностью представителей своего и противоположного пола;

-  на внутриличностном уровне: гендерная идентичность, как отождествление себя с определённым полом, усвоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своём поведении.

/ Соловьев Я.С.

 

Составляющее звено гендерного воспитания–  гендерная культура, это один из базовых компонентов культуры личности. Она определена как культура предполагающая наличие у человека правильного представления:

− о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера, их статусе, функциях, взаимоотношениях в социуме, о мужском и женском достоинстве, о физиологических и психологических особенностях полов и т.д.;

− о правилах и культуре взаимоотношений между полами, заботе друг о друге;

− о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола.

/ Богданович О.Н.

 

Гендерные различия проявляются в следующих особенностях

мужчин:

-        лучше ориентируются в пространстве и времени;

-        выше конструктивные, пространственно-зрительные способности;

-        лучше развита крупная моторика;

-        выше логические и математические способности;

-        склонность к лидерству, риску;

-        выше агрессивность;

-        выше гибкость мышления

женщин:

-        выше слуховая чувствительность;

-        больше словарный запас, выше беглость и скорость речи, навыки чтения, правописания;

-        более выносливы к боли;

-        лучше развита мелкая моторика;

-        выше конформность, адаптивность, социальная пластичность, склонность опираться на авторитеты;

-        более самолюбивы и обидчивы;

-        более контактны.

 

Выделяют следующие гендерные типы:

1) Маскулинность трактуется обычно как предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность (напористость), способность к кратковременному, но значительному усилию.

2) Феминность рассматривается как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, связанным с опорой на коммуникацию, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к продолжительному поддержанию активности, не требующей чрезмерных усилий.

3) Андрогинность рассматривается как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.

Маскулинные мужчины: энергичны, менее чувствительны, честолюбивы, свободолюбивы.

Феминные мужчины: чувствительны, ценят человеческие отношения.

Андрогинные мужчины: сочетают в себе продуктивность и чувствительность.

Феминные женщины: отличаются заботливостью, нежностью, верностью.

Маскулинные женщины: обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами.

Андрогинные женщины: способны осуществлять мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность).

/ Еремеева В.Д.

 

Терминам «феминность» и «маскулинность» в славянской культурной традиции существуют синонимы «женственность» и «мужественность».

 

 

Рекомендуемая литература

 

Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2.

Аронс, К. Развод. Крах или новая жизнь / К. Аронс, пер. с англ. – М.: МИРТ, 1995.

Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособ. / Градусова Л.В. – Москва, Флинта, 2011.

Ефременко, И. Генетика пола // Здаровы лад жыцця. – 2009. – № 1.

Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010.

Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004.

Мартынова, Т.Н.  Гендерные проблемы высшего образования // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1

Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учебн. пособ.для студентов вузов / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М.: РОССПЭН, 2004.

Храмцова, Ф.И. Гендерное измерение политической социализации молодежи в Республике Беларусь / Ф.И. Храмцова – Минск, Беспринт, 2009.

 

Автор-составитель:  Прилуцкая С.В.

 

50 выпусков геологов ГГУ